| RSS
Главная Полезные статьи
Меню сайта

Темы статей
Оборудование [3]
Как обращаться с аппаратом!
Звук: теория и практика [2]
лик.без.
DJ-soft manuals [3]
Работа с программами
Безопасность [3]
Как травить "тараканов"

Поиск
Форма поиска по сайту:


Главная » Статьи » Оборудование

Свертывание и укладка соединительных кабелей.
СВЕРТЫВАНИЕ И УКЛАДКА СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ

Во-первых, никогда не наматывайте соедини­тельные провода на руку или локоть. Существует несколько способов свертывания кабелей, с помо­щью которых можно свернуть кабель более аккурат­но. Вот, например, один из них.

  • Зажав кабель в этом месте большим и указательным пальцами левой руки пере­хватите его в этом же месте правой рукой так, чтобы получить кольцо.

 

  • Возьмите начало соединительного кабеля в правую руку соединительным разъемом к себе так, чтобы он немного свисал вниз.
  • Теперь возьмите кабель левой рукой рядом с тем местом, где вы его держите правой рукой и, зажав правой рукой начало кабе­ля, отведите левую руку в сторону на рас­стояние около одного метра.
  • Зажав это кольцо правой рукой, сделайте еще одну петлю.
    
  • После того, как весь кабель окажется в правой руке, проденьте левой рукой конец кабеля в кольцо с наружной стороны так, чтобы образовалась небольшая петля, а затем проденьте в эту петлю конец кабеля.
  • После этого, затяните получившийся узел.

 

Этот метод свертывания кабеля прост и очень широко применяется. Увидев однажды, как он вы­полняется, вы сразу поймете, как им пользоваться и почему свертывание кабеля необходимо начинать с его начала, а не с конца.
Сложенный таким образом соединительный кабель удобно разматывать и он перестанет путаться при транспортировке.

УКЛАДКА МНОГОПРОВОДНОГО СОЕДИНИТЕЛЬНОГО КАБЕЛЯ

Многопроводный соединительный кабель или коса применяется для коммутации внешних источ­ников и приемников сигналов с входными и выход­ными цепями микшерного пульта. От состояния этого кабеля зависит надежность работы всего кон­цертного комплекса, поэтому обращаться с ним нужно осторожно, укладывать наиболее естествен­ным для него способом укладки, без изломов и перегибов. Сворачивая и разворачивая многопро­водный соединительный кабель,  нужно иметь в виду, что наличие обрывов в каких-либо его линиях, чаще всего обнаруживается при его подключении. Сворачивая многопроводный соединительный кабель описанным выше способом, нужно считать распределительный ящик его  концом,  а группу разъемов, используемую для подключения к пульту, началом. Диаметр петель должен быть максимально большим. Если этот диаметр окажется больше, чем размеры ящика, в котором кабель должен хранить­ся, то его можно сложить в ящик восьмерками, тщательно следя за тем, чтобы кабель укладывался плоско и не перекручивался. В этом случае укладку нужно начинать с конца.  Ни в коем случае не пытайтесь намотать многопроводный соединитель­ный кабель на руку, он весит слишком много.



Укладка многопроводного соединительного кабеля в ящик.


Несмотря на то, что многопроводный соеди­нительный кабель выглядит толстым и прочным, он состоит из большого количества очень тонких обыч­ных соединительных кабелей, плотно собранных вместе. При сгибании много проводного соедини­тельного кабеля эти провода не только сгибаются, но также сжимаются и растягиваются, поэтому при сильном изгибе они могут порваться. Так как многопроводный соединительный кабель содержит в плотной пластиковой оболочке от 12 до 32 симмет­ричных кабелей, натяжение внутри кабеля может быть очень сильным.



Устройство многопроводного соединительного кабеля


Концы симметричных кабелей многопровод­ного соединительного кабеля могут присоединяться или к распределительному ящику, или к многокон­тактному разъему, с помощью которого многопро­водный кабель может быть подключен к распреде­лительному ящику, расположенному на сцене. Та­кое решение позволяет предотвратить запутывание присоединяемых выводов многопроводного кабеля при подключении к распределительному ящику сцены и избежать их излишнего натяжения.


На другом конце многопроводного соедини­тельного кабеля обычно находятся отдельные разъе­мы, чаще всего типа XLR, которыми производятся соединения с входными каналами микшерного пуль­та. Осуществляя эти соединения, необходимо учи­тывать вес многопроводного кабеля. Недопустимо, чтобы вся нагрузка приходилась на один разъем, так как вес кабеля может его просто оторвать.



Приготовление жгута соединительных кабелей для прокладки в зале. Чтобы избежать загрязнения или поврежде­ния соединительных разъемов многопровод­ного кабеля во время его хранения и проклад­ки, полезно поместить их в специальный мешок, закрепляемый на его конце.


Сворачивая многопроводный соединительный кабель после концерта, никогда не дергайте за него, если он за что-либо зацепится. Вы можете случайно оторвать разъем, зацепившийся за ножку стула или стола. Свернув кабель, неплохо поместить его разъе­мы в специальный мешок или пакет, завязав его на конце кабеля. Это позволит вам предохранить их от пыли и случайных повреждений.


СОЕДИНИТЕЛИ


Для того, чтобы обеспечить совместимость соединений входов и выходов различных устройств, применяют стандартные типы разъемных соедине­ний. Одним из наиболее часто применяемых типов соединителей являются трехконтактные соедините­ли типа XLR, выпускаемые фирмами Кэннон, Свит-чкрафт, Нейтрик и многими другими.


Разъемное соединение состоит из двух частей - разъема и разъемного гнезда. Для разъемных со­единений типа XLR существует индивидуальный стандарт исполнения входных и выходных разъем­ных соединений. Входные гнезда соединителей типа XLR всегда имеют отверстия, в которые вставляются штыри разъемов соединителей. Входные гнезда это­го типа соединений выполняются со штырями, поэтому разъем выходного соединения должен иметь отверстия.

Часть разъемного соединения типа XLR, по­дающая сигнал, имеет штыри, часть разъем­ного соединения, принимающая сигнал, име­ет отверстия.

Разъемные гнезда микрофонов всегда имеют штыри, а гнезда входных каналов, куда эти микро­фоны подключаются, - отверстия. Гнезда выходных каналов микшерного пульта также имеют штыри, а входные разъемы многопроводного соединительно­го кабеля - также отверстия. Этот принцип сохраня­ется на всем протяжении цепи от начала до конца.

Иногда можно встретить устройства, на входе которых установлены гнезда обоих видов. Это не исключение из правила. Так поступают в тех случа­ях, когда есть необходимость соединить входы не­скольких устройств в общую параллельную цепь, так сказать, вход одного из устройств выходом для другого.

Приведем пример. Допустим, у вас имеются два стереофонических усилителя и вы хотите их использовать для усиления сигнала одного из кана­лов системы звуковоспроизведения. Для этого вы должны соединить все входы этих усилителей с помощью стандартных соединительных кабелей, а их выходы подключить к четырем группам акусти­ческих систем секции одного из каналов.


Объединение входов усилителей мощности.

Стандарт входных и выходных разъемов удоб­но использовать для наращивания кабелей. Можно взять несколько коротких кабелей и, соединив меж­ду собой их разъемы в общую цепь, получить один длинный. Дополнительные переходники при этом не понадобятся.


СЕРЬЕЗНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛА - ПОДКЛЮЧЕНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В США, Японии и Австралии в качестве входных гнезд акустических систем используют выходные гнезда. Это делают для того, чтобы ис­ключить случайное подключение выходных кабелей усилителей мощности, выходное напряжение кото­рых очень велико, ко входу какого-либо другого устройства. Однако для подключения акустических систем таким способом необходимы специальные соединительные кабели, поэтому в Великобритании и Европе это исключение не принято.


Маркировка

Неплохо заранее обозначить и подписать все разъемы много проводного соединительного кабеля, прикрепив к ним метки с номерами каналов и названиями инструментов. Наличие меток ускоряет работу во время настройки микшерного пульта, облегчая ориентацию в подключаемых к нему цепях. Укрепите на разъемах обоих концов многопровод­ного соединительного кабеля метки с надписями «Бас. барабан», «Хэт», «Том 1» «Том 2» и т.п. Выводы, оставшиеся незадействованными, просто пронумеруйте. Используя такую маркировку, вы сможете сэкономить массу драгоценного рабочего времени, конечно, если не будете пытаться наклеи­вать метки во время концерта.

Проводите маркировку соединительных кабе­лей заранее, до того, как вы их проложите и свяжете в один жгут.

Если вам приходится часто собирать один и тот же концертный комплекс, то его сборка упростится, если вы промаркируете все соединительные кабели этого комплекса. Тогда вам не придется держать в памяти подробности его сборки и тратить время на исправление ошибочной коммутации вмес­то того, чтобы использовать его для на­стройки звука или отдыха.


СИММЕТРИЧНЫЕ И НЕСИММЕТРИЧНЫЕ КАБЕЛИ

Несимметричный изолированный кабель пред­ставляет собой обычный изолированный провод, помещенный в экранирующую оплетку, также по­крытую изоляцией.



Устройство несимметричного изолированного кабеля.

Симметричный изолированный кабель отли­чается от несимметричного только тем, что содер­жит внутри не один, а два изолированных провода.


Устройство симметричного изолированного кабеля.

И в том, и в другом случае экранирующая оплетка предназначена для одной и той же цели -для ослабления наводок, производимых внешними переменными магнитными полями.

Все электрические сигналы являются двух­фазными и требуют для своей передачи наличия двух проводов. Для того, чтобы эти фазы отличить друг от друга, одну из фаз считают положительной, а другую - отрицательной. При несимметричном подключении проводником, выполняющим функ­ции отрицательной фазы, является экранирующая оплетка кабеля. В этом случае центральный провод кабеля называется сигнальным, а экранирующая оплетка - нулевым.

При симметричном подключении положи­тельная и отрицательная фазы сигнала передаются по двум внутренним проводам, а экранирующая оплетка используется для электрического соедине­ния всех металлических экранизирующих поверх­ностей. Для того, чтобы этот провод можно было заземлить, не рискуя вызвать короткое замыкание, его потенциал должен быть равен нулю. По этой причине его называют нулевым, корпусом, общим проводом или землей.


Назначение проводников несимметричного и симметричного кабелей.


Цель симметричного подключения - добиться наименьшего уровня помех.

Назначение симметричного подключения

Основная причина, по которой прибегают к симметричному подключению, заключается в том, что симметричная линия обладает более высокой помехозащищенностью, чем несимметричная. Уси­ление сигналов, производимое системами концерт­ного комплекса, достигает огромных величин. По­этому, не смотря на то, что амплитуда сигнала помехи, наводимой в проводе внешними магнитны­ми полями, имеет незначительную величину, на выходе системы звуковоспроизведения она может стать весьма ощутимой. Добавьте к этому тот факт, что количество проводов, по которым передаются сигналы, требующие усиления, исчисляется десят­ками, и вы поймете, почему с помехами приходится бороться. Амплитуда сигнала на выходе микрофона составляет несколько миливольт. Для того, чтобы подать этот сигнал на вход усилителя мощности, ее нужно увеличить до одного вольта. Для этого требу­ется усиление почти в 1000, а иногда и более, раз. Ясно, что при таком усилении, многопроводный соединительный кабель, длина которого может пре­вышать 50 метров, способен создать потрясающий шум.

В случае с несимметричным кабелем весь сигнал помехи, ослабленный действием экранирую­щей оплетки, усиливается входными цепями пред­варительных усилителей в той же степени, что и сигнал. Это объясняется тем, что и помеха, и звуко­вой электрический сигнал, передаются по одним и тем же проводам. В симметричном кабеле сигнал помехи наводится и в положительной, и в отрица­тельной фазах в равной степени, так как разность потенциалов помехи, улавливаемой кабелем, созда­ется между его внутренними проводниками и экра­низирующей оплеткой. Электрические колебания, наводимые в положительной и отрицательной фазах внешними полями, будут синфазными. Электричес­кие колебания, создаваемые в фазах кабеля входным сигналом, всегда противофазные. Так как входные цепи  устройств, рассчитанных на симметричное подключение, воспринимают только противофаз­ные колебания, сигнал помехи ими практически не воспримется.

В общем, если вы хотите иметь систему с низким уровнем шумов, используйте для соедине­ний симметричное подключение. Несимметричное подключение можно использовать только для пере­дачи сигналов инструментов, если длина соедини­тельного кабеля не превышает 3-4 метров. Все более длинные соединения, особенно соединения, производимые многопроводным соединительным кабелем, должны быть симметричными.


Согласование несимметричного подключения с симметричным

Иногда может возникнуть необходимость со­единить трехконтактный соединитель симметрич­ного входа с двухконтактным соединителем несим­метричного выхода или наоборот. Такая ситуация может возникнуть при подключении музыкальных инструментов или звуковых процессоров. В этом случае положительная фаза симметричного соеди­нителя используется в качестве сигнального прово­да, а отрицательная фаза и экран соединяются вместе в точке подключения нулевого провода не­симметричного соединителя. Кабель, используе­мый для такого соединения, должен быть двухпро­водным.


Способ распайки двухпроводного кабеля при согласовании несимметричного подключения с симметричным


МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Для трехконтактных кэнноновских соедини­телей типа XLR/AXR принят международный стан­дарт в отношении назначения и нумерации их выводов. Если соединитель предназначен для сим­метричного подключения, то вывод 1 должен быть общим проводом, вывод 2 - положительной фазой, а вывод 3 - отрицательной.

Однако этот стандарт соблюдается далеко не всегда. Телевизионные и радиоприемные устрой­ства, звукоусилительное оборудование, измеритель­ная техника, а иногда и целые студии, могут иметь собственные стандарты.

Если оборудование студии использует симметричное подключение, то проблем, связанных со стандартом подключения, у вас скорее всего не возникнет. Обычно проблема несовместимости воз­никает при попытке согласовать смешанные стан­дарты подключения симметричных и несимметрич­ных линий.

Представьте себе следующую ситуацию. Со­единительный кабель, предназначенный для пере­дачи сигнала от симметричного источника к несим­метричному, предполагает подключение сигналь­ного провода к выводу 3. Выводы 1 и 2 в таком кабеле должны быть замкнуты. Если подключить этот ка­бель к симметричному выходу, в котором положи­тельной фазой является вывод 2, то сигнал, подава­емый на устройство, имеющее несимметричный вход, будет передаваться по экранирующей оплетке кабеля, что вызовет резкое возрастание уровня по­мех. Для устранения такого несовпадения, фазы симметричного выхода необходимо поменять мес­тами.

Если вы работаете с чужим оборудованием и у вас нет возможности перепаять входные и выходные разъемы, то для смены фаз можно применять специ­альные переходники, подключаемые к стандартным соединительным кабелям. Такой переходник состо­ит из двух соответствующим образом соединенных разъемов, один из которых должен быть входным, а другой - выходным. Выводы этих разъемов соединяются так, чтобы положительная и отрицательная фазы меня­лись местами. Переходники, меняющие фазы симметрич­ного сигнала, удобно приме­нять при согласовании фаз микрофонов, когда на мик­шерном пульте не предус­мотрены переключатели сме­ны фаз.


Переходной кабель, меняющий фазы симметричного подключения. Вывод 3 одного разъема соединяется с выводом 2 другого.

Всегда следите за тем, какую из фаз вы исполь­зуете для передачи сигнала. Это поможет вам пра­вильно ориентироваться при подключении незна­комого оборудования.


ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ КАБЕЛЯМИ

  • Все соединения в концертном комплексе, используемые для передачи звуковых сиг­налов, должны быть симметричными. Ис­ключение может быть сделано только для тех цепей, сигналы которых имеют высо­кий уровень, а длина соединительного ка­беля не слишком велика.
  • На соединителях типа XLR вывод 1 предназначен для подключения только общего провода. Для подключения положитель­ной фазы можно использовать выводы 2 и 3. На устройстве симметричного соедини­тельного кабеля это никак не сказывается. Поэтому при согласовании входов и выхо­дов различных устройств номер вывода, используемого вами для подключения по­ложительной фазы, необходимо помнить.
  • Готовьте заранее запасные соединительные кабели и соединители.
  • Соединительные разъемы кабелей требуют бережного обращения. Особенно внима­тельно нужно следить за разъемами много­проводного соединительного кабеля.
  • Разъемы и разъемные гнезда соединителей типа XLR, имеющие штыри, являются вы­ходами. Входы всегда имеют отверстия.
  • Принципы устройства многоконтактных соединителей приводятся в приложении.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Компрессор
Компрессор представляет собой усилитель с переменным коэффициентом усиления, величина которого понижается с ростом амплитуды входного сигнала. Уменьшение коэффициента усиления ком­прессора обычно начинается с некоторого опреде­ленного значения амплитуды входного сигнала, ко­торое называется порогом.

Кроссовер
Кроссовер - это устройство, разделяющее спектр входного сигнала на несколько частотных диапазонов. Это разделение соответствует частот­ным полосам акустических звуковоспроизводящих систем. Акустические системы могут иметь от 2 до 5 частотных полос в зависимости от типа системы звуковоспроизведения. Акустические системы каж­дой из полос подключаются к выходам отдельных усилителей мощности, на входы которых подаются сигналы разных частотных полос с отдельных выхо­дов кроссовера. Активные кроссоверы имеют по одному отдельному предварительному усилителю на каждый частотный диапазон. Они включаются в цепь системы звуковоспроизведения до усилителей мощности, количество которых должно соответ­ствовать числу частотных полос. Пассивные кроссо­веры разделяют на отдельные частотные полосы выходной сигнал усилителя мощности. Такие крос­соверы чаще всего устанавливаются внутри акусти­ческих систем. 
 
Частотой кроссовера обычно считают частоту, на которой происходит разделение частотных по­лос.

Децибел - это единица измерения отношения двух величин. Например, если величины двух мощ­ностей отличаются в два раза, то их отношение составит 3 дБ, а если величины двух напряжений отличаются в два раза, то отношение составит 6 дБ. Для мощностей 6 дБ будет соответствовать отноше­ние величин, равное 4. Десятикратному отношению мощностей будет соответствовать 10 дБ, а десяти­кратному отношению напряжений - 20 дБ. Для мощностей разница в 20 дБ будет соответствовать отношению величин в 100 раз.

Уровень звукового давления - это величина, характеризующая акустическую мощность систем звуковоспроизведения и связанную с этим гром­кость. Уровень звукового давления является относи­тельной величиной, поэтому его измеряют в децибе­лах.

Ноль децибел
Для электрических звуковых сигналов значе­ние 0 дБ может соответствовать напряжению 0.775 вольт или 1 вольт. Первое из них используется для контроля уровней входных и выходных сигналов, а второе часто применяют в расчетах и измерениях.

Время спада (затухания)
В отношении ревербераторов время затухания соответствует времени окончания реверберационного процесса с момента прекращения самого сиг­нала. Для звуковых процессоров время затухания представляет собой длительность четвертого, зак­лючительного такта их работы. Полный цикл рабо­ты звукового процессора обычно состоит из атаки, спада, поддержки и затухания.

Категория: Оборудование | Добавил: admin (07.04.2007) | Автор: По материалам сайта www.dj.ru
Просмотров: 1046
Новости, акции


Большой архив качественных минусов

Полезные ссылки

DjService.ru © 2005-2025 Используются технологии uCoz